[custom_cookie]

Cергей Присяжный

Онлайн консультация

Записаться

Библиотека

Бесплатные материалы

Как стать волшебником самому себе

Наше восприятие мира имеет субъективную структуру. А если так, то, можно ли эту структуру изменять, если то, как мы воспринимаем мир, не очень нравится?.. Оказывается можно и довольно эффективно…

«Если вам не нравится реальность – измените ее…» 

Ричард Бэндлер

Мы не просто видим, слышим, осязаем, нюхаем или воспринимаем мир на вкус — мы можем сделать это детально и подробно. Если вы станете относиться к своим чувствам как к строительному материалу вашего внутреннего опыта, то деталировка — это внутренняя структура этого материала.

Когда мы мысленно анализируем определенные события, мы используем собственные чувства, чтобы раскрыть события с разных сторон.

Мы не просто слышим звук, мы слышим звук определенного типа. Мы не просто чувствуем, а испытываем определенные ощущения.

Если перед нашим мысленным взором предстает некая картина, она может быть панорамной, заключенной в рамку, большой, маленькой, яркой, туманной, близкой или далекой, черно-белой или цветной, подвижной или статичной.

Когда мы разговариваем сами с собой, наш голос может иметь направление, он может быть близким или далеким, громким или тихим, высоким или низким, сексуальным, медленным, быстрым – словом, любым.

Когда мы испытываем определенные ощущения, то они могут возникать в разных частях нашего тела, быть резкими или притуплёнными, возбуждающими или успокаивающими.

К чему весь это разговор? Наши внутренние образы, из которых строится процесс мышления, как оказалось, не являются конечными. Это молекулы нашего мышления.

А что же является атомами?! Чтобы понять это, давайте  проведем эксперимент.

Подумайте о чем-то приятном. Как правило, чтобы это сделать, нам необходимо мысленно представить какую-то ситуацию. А теперь внимательно присмотритесь к этому образу-картинке.

Если бы вы захотели ее описать, то вы могли бы заметить массу деталей, которые можно было бы уточнить. Например, была ли она цветной или черно-белой?

Это фильм или слайд? Далеко она или близко? Такого рода различения могут быть сделаны независимо от того, что изображено на картинке.

Аналогичным образом вы могли бы описать звук как высокий или низкий,близкий или далекий, громкий или тихий. Ощущения могут быть сильными или слабыми, тяжелыми или легкими, притупленными или острыми.

Эти составные части наших внутренних образов и есть их атомы, которые называются субмодальностями. Субмодальности – это кирпичики, из которых строятся наши внутренние образы (картинки, звуки, ощущения).

Как вы уже поняли, субмодальности не касаются содержания, они касаются только формы (описания). Так вот, весь субъективный опыт наш мозг кодирует при помощи субмодальностей.

И менять свое отношение можно тоже при помощи субмодальных изменений. Наиболее интересное свойство субмодальностей заключается в том, что происходит, когда вы их изменяете.

Некоторые из них могут быть изменены безнаказанно и не производят различий. Другие могут быть критическими по отношению к отдельным воспоминаниям, и изменение их полностью меняет наше отношение к переживанию.

Обычно воздействие и смысл воспоминания или мысли в большей степени является функцией небольшого числа критических субмодальностей, а не содержания.

ВИЗУАЛЬНЫЕ

Вопросы, позволяющие их выявить

Цвет – черный или белый Это цветное или черно-белое? Это весь цветовой спектр? Цвета живые, яркие или блеклые?
Яркость В этом контексте это ярче или темнее, чем обычно?
Контраст Это сильно контрастное (яркое) или блеклое?
Фокус Этот образ резкий, в фокусе, или он размыт?
Текстура поверхности в этом образе Гладкое или грубое?
Детальность Передний план и фон детализированы?
Глубина резкости Видите ли вы эти детали как часть целого или вы должны сдвигать фокус, чтобы увидеть их?
Размер Как велика эта картинка? (Попросите для определения оценить размеры порядка II см X 14 см)
Дистанция Как далеко этот образ? (Снова попросите для определения оценить дистанцию порядка 6 м)
Форма Какой формы эта картинка: квадратная, прямоугольная или круглая?
Границы Есть ли границы вокруг него, или его края расплывчаты? Имеет ли граница цвет? Как широка эта граница?
Положение Где этот образ помещен в пространстве? Покажите мне обеими руками, где вы видите этот (и) образ(ы)?

ДВИЖЕНИЕ

Внутри образа Это движущаяся или неподвижная картинка? Насколько быстро это движение: быстрее или медленнее, чем обычно?
Вне образа Этот образ стабильный?  В каком направлении он движется?

Как быстро он движется?

Ориентация Эта картинка наклонна?
Ассоциирован – диссоциирован Вы видите себя или вы видите это событие, как, если бы вы были в нем?
Перспектива С какой перспективой вы видите это? (Если диссоциирован). Вы видите себя справа или слева, спиной или лицом?
Пропорции Эти люди и вещи в этом образе в натуральной пропорции или некоторые из них больше или меньше, чем в жизни?
Размерность Это плоское или трехмерное? Эта картинка обернута вокруг вас?
Единственность-множественность Есть только один образ или больше, чем один? Вы видите их один за другим или одновременно?

АУДИАЛЬНЫЕ

Положение Вы слышите это изнутри или снаружи?
Высота Откуда этот звук (голос) исходит? Какова высота звука? Высота выше или ниже, чем обычно?
Тональность Какова его тональность: носовой (гнусавый), полнозвучный и богатый, тонкий, скрипящий?
Мелодия Это монотонное или есть мелодический диапазон?
Изменяемость модуляции голоса Какие части выделены?
Громкость Какова громкость этого?
Темп Это быстрое или медленное?
Ритм В этом есть ритм?
Длительность Это непрерывное или прерывистое?
Моно/стерео Вы слышите это с одной стороны, с обоих сторон или звук всюду вокруг вас?

КИНЕСТЕТИЧЕСКИЕ

Качество Как бы вы описали ощущения тела: дрожание, покалывание, тепло, холодно, расслабленно, напряженно, завязанное в узел, рассредоточенное
Интенсивность Насколько сильно это ощущение?
Положение Где вы чувствуете это в вашем теле?
Движение Есть движение в этом ощущении? Это движение непрерывно или оно приходит волнами?
Скорость Это медленная установившаяся прогрессия или это двигается рывками?
Продолжительность Оно непрерывное или перемежающееся?
Направление Откуда это движение стартует? Как оно приходит из места возникновения в место, где вы лучше всего сознаете его?

Это далеко не полный список наиболее общих субмодальных различений, которые делают люди. Некоторые субмодальности являются непрерывными или дискретными подобно выключателю, включенному или выключенному, переживание может принимать одну или другую форму. Например, картинка не может быть ассоциированной и диссоциированной одновременно.

Большинство субмодальностей изменяется постепенно, как будто их регулируют реостатом. Они образуют нечто вроде скользящей шкалы, например, резкость, яркость или громкость. Аналоговая – это слово, которое используют для описания тех качеств, которые могут изменяться постепенно в пределах своих границ.

Субмодальности можно рассматривать как наиболее фундаментальный операционный код человеческого мозга. Просто невозможно подумать о чем-то или восстановить какое-нибудь переживание без того, чтобы оно имело субмодальную структуру.

В то же время легко не осознавать субмодальную структуру переживания до тех пор, пока вы не обратите на нее сознательное внимание.

Наиболее интересное свойство субмодальностей заключается в том, что происходит, когда вы их изменяете.  Некоторые из них могут быть изменены безнаказанно и не производят различий.

Другие могут быть критическими по отношению к отдельным воспоминаниям, и изменение их полностью меняет наше отношение к переживанию.

Обычно воздействие и смысл воспоминания или мысли в большей степени является функцией небольшого числа критических субмодальностей, а не содержания.

Субмодальности определяют то, как организованы наши ощущения. На уровне формы или процесса различие между проблемным и ресурсным состояниями отражается через субмодальности.

Изменяя субмодальность, мы меняем восприятие. Важно определить различие между проблемным и   ресурсным состояниями с точки зрения субмодальностей и затем наложить их друг на друга, переведя проблемное состояние в ресурсное.

Создать свою реальность

Чтобы понять это, проведите следующий эксперимент.

Вспомните какое-нибудь приятное событие. Убедитесь в том, что вы ассоциированы в картинке, видите ее своими собственными глазами, являетесь непосредственным участником происходящего. Обратите внимание на свои ощущения.

Теперь диссоциируйтесь. Выйдите из своего тела и посмотрите со стороны на человека, очень похожего на вас, который видит и слышит то, что вы видели и слышали тогда. Это взгляд на себя со стороны, как, если бы это происходило с кем-то другим. Это почти наверняка изменит ваше отношение к событию.

Механизм диссоциации

Диссоциация от воспоминания лишает его своей эмоциональной силы. Приятное воспоминание утрачивает свою прелесть, а неприятное теряет свою боль.

В будущем, когда воображение будет рисовать вам болезненную сцену, диссоциируйтесь от нее. Чтобы получить удовольствие от приятных воспоминаний, убедитесь в том, что вы ассоциированы. Вы можете изменить то, как вы думаете.

Это важное положение из неписаного руководства по использованию мозга. Выполните еще один эксперимент по изменению способа вашего мышления и определите, какие субмодальности являются критическими для вас.

Вернитесь мысленно к особенной эмоционально окрашенной ситуации, которую вы можете вспомнить хорошо.

Сначала осознайте визуальную часть воспоминания, представьте себе, что вы поворачиваете ручку регулятора яркости изображения, увеличивая и уменьшая яркость.

Отметьте, какие изменения это вносит в ваше переживание. Какая яркость оказывается для вас более предпочтительной? В конце верните яркость в первоначальное состояние.

Далее, приблизьте образ, затем удалите его. Что при этом изменяется, и какое положение образа вам больше нравится? Верните его в то положение, в котором он был вначале.

Теперь, если он был цветным, сделайте его черно-белым. Если же он был черно-белым, добавьте ему цвета. Оцените изменения, какие из них лучше? Вернитесь в исходное положение.

Далее, есть ли в нем движение? Если да, то замедляйте его до тех пор, пока оно не остановится. Затем увеличивайте скорость. Отметьте наиболее предпочтительную скорость и вернитесь к первоначальной.

Наконец, попробуйте изменить ассоциированное состояние на диссоциированное и обратно. Сейчас продолжайте свой эксперимент с другими визуальными субмодальностями и наблюдайте за тем, что происходит.

Сделайте то же самое с аудиальной и кинестетической частями этого воспоминания.

Искусство быть успешным заключается в том, чтобы сделать возникающие в нашем мозгу образы позитивными и мотивационными, жизнеутверждающими и полноцветными, с богатством звуков – словом, совершенно живыми, словно мы видим их собственными глазами.

Эти картины помогают нам более позитивно относиться к жизни и к самим себе. Они говорят с нами нежно и спокойно, они вызывают в нас положительные эмоции и радость. Если вы будете видеть их перед глазами постоянно, вы в полной мере ощутите удачу и жизненный успех.

К сожалению, когда мы строим жизненные планы, особенно значимые, многие из нас начинают рисовать перед собой нечто ужасное, не поддающееся контролю. Неудивительно, что подобные картины редко вызывают в человеке позитивные эмоции.

Вы должны признать, что, если вы способны нарисовать перед мысленным взором «Судный день», точно так же, с той же легкостью вы можете представить себе восхитительный, счастливый день. И сделав это, вы, вне всякого сомнения, добьетесь успеха.

Чтобы создать собственный идеальный фильм, очень важно осознать отдельные элементы (субмодальности), из которых сложится целая картина. Этому и посвящено наше следующее упражнение.

Создать жизнь мечты

Как структурировать свой жизненный опыт

Подумайте о по-настоящему приятном событии вашей жизни.

Вызвав в памяти ощущения того замечательного дня, вы сможете получить детальную информацию о том, как вы структурируете свой жизненный опыт. Для этого ответьте на несколько вопросов, приведенных ниже.

Не важно, сможете ли вы ответить на все вопросы, но постарайтесь ответить хотя бы на некоторые из них. (И не волнуйтесь, если вам кажется, что вы не сможете этого представить.

Вы сможете… Вы же знаете, какого цвета ваша входная дверь, разве не так?) А теперь снова представьте себе это замечательное событие.

Зрение

  • Перед вами несколько образов или только один?..
  • Он напоминает фильм или фотографию?..
  • Он цветной или черно-белый?..
  • Он ярче или темнее, чем в реальной жизни?..
  • Он отчетливый или расплывчатый и туманный?..
  • Видите ли вы четкие границы или картина перед вами является полной панорамой?..
  • Вы находитесь на сцене или наблюдаете за происходящим со стороны?..
  • Картина больше или меньше, чем в реальной жизни? Или размеры вполне реальны?..
  • Она плоская или трехмерная?..
  • Замыкается ли картина вокруг вас?..
  • Происходит ли все вблизи или вдали от вас?..
  • Где все это происходит? В каком направлении вы смотрите (вперед, вбок, вверх или вниз)?..
  • Вы приступили к работе над структурированием вашего жизненного опыта. Очень скоро вы сможете по собственному желанию изменять его. Звучит соблазнительно?.. Так оно и есть!..

Слух

А теперь, когда вы поработали над визуальной реальностью приятного жизненного опыта, приступим к аудиовпечатлениям. Снова вызовите в памяти приятное событие.

  • Слышите ли вы звуки внутри себя или они доносятся извне?..
  • Слышите ли вы их с определенной стороны или они окружают вас со всех сторон?..
  • Это голос или другой звук?..
  • Он громкий или тихий?..
  • Он приглушенный и невнятный или отчетливый и полнозвучный?..
  • Насколько интенсивен звук?..
  • Откуда он исходит?..
  • Как далеко от вас источник звука?..
  • Он звучит нормально или замедленно? А может быть, ускоренно?..
  • Если это голос, то ваш ли это голос или кого-то другого? Если вы слышите чужой голос, то чей именно?..
  • Звучит ли он ритмично или беспорядочно?..

Что же произошло, когда вы сумели вызвать в памяти картину в звуковом сопровождении? Возможно, вы испытали чувства. Вы можете не помнить точной картины и тех звуков, которые звучали когда-то давно, но вы снова ощутили себя в приятном воспоминании.

Порой это действительно так. Но пока вы не получите толчка извне, пока не увидите, не услышите, не коснетесь, не унюхаете, не ощутите знакомого вкуса, вам не погрузиться в ощущение целиком.

Чувства

Порой это происходит настолько быстро, что вы даже не успеваете опомниться, как внутренние химические реакции уже запустили в действие ваш сенсорный приемник. Снова вернитесь к приятному событию и переживите его вновь, анализируя собственное тело.

  • В каком месте вашего тела концентрируются ощущения?..
  • Как бы вы описали испытываемые вами ощущения: покалывание, тепло, холод, расслабленность, напряженность, сжатие? Как-нибудь иначе?..
  • Насколько сильны ваши ощущения?..
  • Они движутся?..
  • Если да, то каков характер этого движения?..
  • Поступательный или волнообразный?..
  • Где зародилось ваше ощущение?..
  • Куда оно перемещается?..
  • Как происходит это перемещение? Чувство перемещается по всему телу или исчезает мгновенно?..
  • Является ли движение медленным и постоянным или резким и скачкообразным?..
  • Оно постоянное или прерывистое?..

Теперь вы получили детальную картину ощущений, связанных с приятным воспоминанием. Для большинства людей переживание будет более интенсивным и незабываемым, если оно:

Если это так и для вас, убедитесь, что вы храните свои хорошие воспоминания именно таким способом….

  • большое,
  • яркое,
  • цветное,
  • близкое и
  • ассоциированное.

Наоборот, сделайте свои неприятные воспоминания: При этом, важно понимать, что, в том, и в другом случае содержание воспоминания остается неизменным, изменяется лишь то, как мы его помним.

  • маленькими,
  • темными,
  • черно-белыми,
  • удаленными и
  • диссоциированными.

Теперь, когда вы познакомились с тем, как устроено наше внутренне и внешнее восприятие мира и из каких элементов оно состоит, давайте проделаем несколько упражнений, которые позволят отработать на практике использование субмодальных различий и понять. какое влияние это может оказывать на нас.

Создать себя

Упражнения

Упражнение: “На вершине успеха”

Этап первый – выявление субмодальных различий

1. Представьте место действия, где вы находились на вершине успеха, время, когда отлично себя чувствовали в связи тем, что вы делали, были уверены в себе, и все шло прекрасно.

2. Далее вам нужно знать качественные характеристики этого места. Внимательно присмотритесь к тому месту, которое вы вызвали в своем воображении, и опишите его для себя. Посмотрите на свой мысленный образ:

Видите ли вы себя на картинке или вы внутри нее, видите происходящее своими глазами, как участник события (ассоциация–диссоциация)?

  • Как велика эта картинка?
  • На каком расстоянии находится?
  • Какой она яркости?
  • Это движущаяся картинка или неподвижная?
  • Она цветная или черно-белая?
  • Как она расположена в пространстве – вокруг или в стороне?
  • Изображение четкое или расплывчатое?
  • Изображение плоское или объемное?
  • Каким вы видите себя в данной картине, именно:

– есть ли присутствие фигуры фона (особое освещение вас сверху или изнутри, ваша фигура больше, чем остальные, более яркая, более детальная и т.д.)

– какая у вас поза, выражение лица, глаз и т.д., что подчеркивает вашу успешность;

Если вы внутри нее и видите происходящее своими глазами, как участник события, то представьте, что вы выходите из себя и видите как бы со стороны, но оставаясь в картине.

3. Запишите эти характеристики вашего уверенного мысленного образа. Различия вашего видения образа в НЛП называются визуальными субмодальностями.

4. Теперь обратите внимание на звуки в вашем мысленном месте действия:

  • Вы слышите голоса, звуки или и то, и другое?
  • Откуда доносятся звуки?
  • Какой они громкости?
  • Есть ли в них ритм?
  • Они громче или спокойнее обычных?
  • Если там есть голоса, то, что они говорят, в какой тональности?

5. Запишите эти характеристики. Это слуховые субмодальности.

Этап второй – перенос характеристик

 6. Далее создайте своего двойника, обладающего всеми ресурсами, чтобы вести себя успешно.

Убедитесь в том, что он действительно обладает всеми характеристиками успешности, которые были выявлены на предыдущем этапе.

7. Теперь представьте, что вы смотрите фильм о вашем успешном двойнике в проблемной ситуации, где вы – ЗВЕЗДА!!!

  • Увидьте себя там. Действуйте в точности так, как вы бы хотели, чтобы это было.
  • Услышьте сопровождающие звуки. Представьте ваш диалог, ответы других участников.
  • Заметьте реакции присутствующих. Предвидьте трудные вопросы. Наблюдайте, как вы легко и уверенно достигаете своей цели. Наблюдайте за всем происходящим, от начала до конца до тех пор, пока не будете полностью удовлетворены. Если что-то не нравится, отредактируйте.

8. Теперь, когда вы довольны своим созданным внутренним фильмом, войдите в него и прокрутите еще раз, как если бы вы были на месте своего двойника.

Это называется ассоциированием с вашим мысленным образом. Увидьте и услышьте все, как если бы вы были там. Если вы чем-то недовольны, выйдите из мысленного фильма и вносите поправки до тех пор, пока не будете удовлетворены.

И войдите в фильм снова. Чтобы взять как можно больше от умственной репетиции, необходимо ассоциировать себя с мысленным фильмом.

9. Подстройка к будущему. Представьте ситуации в будущем, где вы будете использовать эти новые ресурсы.

Упражнение: “Приспособление к внутреннему голосу”

Многие из нас слышат внутренний голос критики. Временами мы говорим сами себе: «Глупости!» или «Не могу поверить, что ты снова сделал это!» Обычно этот голос, громкий и резкий, звучит прямо-таки издевательски.

Некоторым из нас внутренний голос доставляет хлопоты иного рода. Например, он постоянно оценивает, обвиняет или критикует других:

«Если бы этот тип не был так глуп!» или же он создает дистанцию между вами и другим человеком путем проведения тотального, анализа: «То, что здесь происходит, это X, У и Z».

Временами голос неустанно пророчит мрачное будущее: «Я никогда не смогу добиться успеха».

Если вслушаться в эти внутренние голоса, можно открыть для себя массу интересного. Они практически никогда не исходят из того места, где рождается голос: из грудной клетки, горла, губ.

Почти всегда кажется, что голоса происходят из иного источника, что они не исходят от нас, а что они направлены к нам.

Создание внутреннего приспособления

1. Критикующий голос. Вспомните минуты, когда ваш внутренний голос критиковал вас или каким-либо иным образом доставлял вам хлопоты. Вновь войдите в ту ситуацию. Когда вы окажетесь внутри ситуации, вслушайтесь в данный голос, обратите внимание на то, что он говорит: что это за звук, откуда происходит, в какую сторону направлен.

2. Направьте голос в сторону горла. А теперь сделайте так, чтобы голос медленно передвигался к тому месту в теле, из которого выходит голос, когда вы говорите вслух. Обратите внимание, как он естественным образом изменяется, когда он все ближе продвигается к выходу из горла. Скорее всего, будут меняться и произносимые им слова, тональность и сила голоса.

3. Заметьте разницу. Когда внутренний голос вплотную подошел к области горла, к источнику вашего настоящего голоса, обратите внимание, как он изменился. Как правило, он становится более деликатным, его тональность начинает согласовываться с вашей доброжелательной частью.

Временами в место критических упреков слова начинают подавать действительные данные или давать ценные указания. Они могут стать четкими определениями того, что вы чувствуете, о чем мыслите, чего хотите.

4. Проверьте структуру «Я – ТЫ». Критические голоса обычно начинают со слова ты, после которого идет осуждение: «Ты глупый». Вы обращаетесь к самому себе так, словно разговариваете с другим человеком – говорите «ты» вместо «я».

Когда голоса входят в тело, они часто превращаются в простые предложения, начинающиеся с «я», после которого следует «чувствую», «вижу», «слышу», «мыслю»: «Я не одобряю того, что произошло», «Я хочу услышать от тебя другой ответ».

Если, до сих пор, ваш голос не изменялся таким образом, склоните его к этому и заметьте, как сразу же начинает меняться ситуация. Склоните свой голос передать сообщение, начинающиеся с «я»: «Я думаю…», «Я чувствую…», «Я хочу…».

5. Планирование будущего. А теперь подумайте о ситуации в будущем, в которой вы желали бы совершить подобное приспособление.

Войдите в эту ситуацию и быстро повторите вышеизложенную процедуру, обращая внимание на то, что это приспособление дает вам чувство полноты собственных возможностей и делает ситуацию более простой.

Большинство людей чувствует, что их возможности растут, когда они находятся в согласии со своим внутренним голосом.

Часто люди заявляют, что это позволяет им лучше осознать свои чувства и мысли, что в свою очередь помогает предпринять соответствующие действия.

Другие в свою очередь вместо озабоченности, фрустрации и напряженности начинают чувствовать свободу, открытостью внутреннюю полноту.

Успехов вам!

img

Онлайн курс для мужчин

Стабилизация личности. Как стать уверенным в себе

Вы мужчина и от вас требуют стабильности, силы, надежности. Но вам не знакомо состояние душевного спокойствия...

Узнать больше
img

Онлайн курс для женщин

Стабилизация личности. Как полюбить себя

Стабилизация личности. Ваша душа и тело устали от терзаний, волнений и стрессовых ситуаций. Все рушится и вы не знаете за что браться?

Узнать больше
img

Онлайн курс для мужчин

Перерыв в отношениях. Как сохранить отношения во время паузы

Давай сделаем паузу... Поймем или у НАС есть будущее... Как сохранить отношения и правильно вести себя во время паузы.

Узнать больше
img

Онлайн курс для женщин

Перерыв в отношениях. Как восстановить отношения после паузы

Лучшее решение, которое вы можете принять когда ваши отношения на грани разрыва, в разгаре кризиса - это сделать перерыв в отношениях...

Узнать больше